Суббота, 04.05.2024, 14:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Искандаровой С.И.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Факультативный курс



Программа факультативного курса (5 класс)





      Пояснительная записка

        
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования по русскому языку предполагает "освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании... , стилистических ресурсах, нормах русского литературного языка... , обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств"; формирование различных умений и навыков и как результат - способность учащихся применять полученные знания, приобретенные умения и навыки на практике, т.е. в зависимости от сферы и ситуации общения. Обладание такой способностью - показатель языковой культуры человека.
        Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правилами написания. Её формирование, образование прочных правописных навыков - процесс длительный и сложный, требующий значительного труда и времени.
        К тому же орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, что также не способствует её прочному усвоению. Формирование орфографической зоркости учащихся, развитие языковой компетенции - актуальная цель изучения русского языка в современной школе. Факультативный курс является одним из условий формирования языковой компетенции.


            Цели:

        
1. Организовать на факультативных занятиях системное повторение и обобщение учебного материала по орфограии, освоенного в курсе начальной школы и в 5 классе;
  
         2. Расширить знания учащихся по разделам языкознания (фонетике, морфемике, словообразованию и лексикологии), связанных с различными правилами орфографии.


          Факультативный курс должен соответствовать требованиям:

 - занятия носят интерактивный характер, используются увлекательные формы и методы работы (дидактические игры, языковые игры, имеющие значение для развития орфографических умений и навыков (кроссворды, шарады, ребусы); решение грамматико-орфографических задач (как один из из поисковых, проблемных методов), тесно связанное с языковым анализом и синтезом, опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики. Общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. Данный метод применим ко всем проверяемым орфограммам. Интересен и ценен он тем, что учащийся, в сущности, сам должен поставить перед собой задачу, она дается ему учителем. В системе усложнения решаемых задач и заложены возможности постепенного повышения познавательной активности и самостоятельности школьников, моделирование, алгоритмизация изученных орфограмм);

 - четкий отбор и продуманная структура дидактического материала (дидактический материал подбирается интересный по содержанию, образцовый по языку);

 - использование наглядности;
 
 - самостоятельность и активность учащихся на каждом занятии;

 - каждое занятие способствует формированию положительной мотивации учащихся.

        Следует отметить, что многие тексты взяты из произведений русской классики и современных детских книг. Всё это способствует пропаганде чтения, "открытию" ребёнком хорошей литературы, воспитанию интереса, любви к книге, а также способствует достижению поставленной цели.


         Мониторинг уровня сформированности предметных компетенций:

  •  после каждого занятия детям предлагается домашнее задание повышенного уровня усвоения знаний: творческого характера; иногда - несколько заданий (учащийся сам выбирает наиболее интересный вид работы);

 

  •  после изучения разделов "Меня зовут фонема" и "Фонемные и нефонемные правила" проводится игра-конкурс "Эти удивительные фонемы", которая позволяет определить, насколько хорошо усвоены знания по данным разделам, как учащиеся применяют их на практике, в нестандартных ситуациях.

  

  •  в качестве итогового занятия предусмотрен следующий вид работы: защита проекта - исследования.


             Темы для исследования


     1)  "Русский язык берёт на работу пришельцев" (о словах с заимствованием корней).

     2)  "Этимология на службе орфографии" (доказательства того, как знание происхождения слова может помочь проверить фонему в слабой позиции).

     3)  "Фонемные и нефонемные правила" ( о которых не шла речь на занятиях).


    Содержание программы:


       1) Вводное занятие "Дорога к письменности"

       2) Меня зовут фонема

       3) Морфемы - труженицы




Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz