Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Элективные курсыПрограмма элективного курса Пояснительная записка Кем был твой прадед на Руси- Свою фамилию спроси... Звучат, как музыка, как стих, фамилии простые. Вглядись - и ты увидишь в них историю Россию. Г. Граубич Имя, фамилия - один из первых слов-понятий, с которыми знакомится ребёнок с самого раннего возраста; имя и фамилию человек человек проносит через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. "Человек с именем" - звучит гордо. Учащимся, интересующимся историей России, истории языка адресован курс о происхождении и судьбе ряда русских имен, отчеств, фамилий и прозвищ, о составе и структуре именований людей разных эпох. Особое внимание уделяется в программе исследованию фамилий, имён, отчеств6 прозвищ малой Родины - Владимирского края. Цель курса: через изучение антропонимов помочь учащимся ближе и глубже познать историю своей страны, семьи, рода, способствовать представленному и патриотическому воспитанию. Задачи курса: - знакомство учащихся с антропонимикой как наукой, видами антропонимов, их этимологией; - изучение лексики, отражающей имена собственные; - формирование навыка поисковой исследовательской работы; составление родословной; - воспитание чувства гордости и уважения к самобытности языковой культуры родного края как неотъемлемой части духовной культуры страны. Тематическое планирование 1. Что изучает одна из отраслей ономастики - антропонимика. - 1 час 2. Зачем человеку имя? (От слова к имени) - 2 часа 3. От имени к фамилии ("Чьих вы будете?") - 2 часа 4. Фамилия и слова-прозвища - 2 часа 5. Фамилия и отчества (с "вичем") - 2 часа 6. Итоговое занятие - 1 час 7. Конференция - 1 час Элективный курс (8-9 класс) Пояснительная записка В последние годы в обществе снизился общий уровень владения речью. Нарушение норм литературного языка допускают во всех сферах общения, засоряя нашу речь жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют настоятельную необходимость в корректировке речи школьников. Владение языком - это один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков связаны с умением мыслить, рассуждать. Поэтому школа должна по возможности полно развить речевые способности выпускников, обучить их знаниям речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, обучить владению вести диалог, адекватно использовать невербальные средства общения. Элективный курс имеет практическую направленность, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников основной школы: умения грамотно составлять устные высказывания в различных стилях и жанрах. Обучение культуре устной речи включает уроки по технике орфоэпии, которые учат говорить правильно, интонационно выразительно. Уроки речевого этикета помогут целенаправленно использовать речевые этикетные формулы, корректно вести себя в различных ситуациях общения. Занятия об использовании неречевых средств общения (жесты и мимика) могут быть полезны для более точной передачи смысла высказывания. Занятия курса направлены на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей школьников. Таким образом, курс имеет ярко выраженную практическую направленность, связанную с речевой практикой, и вызван жизненной необходимостью. Программа составлена на основе методических материалов С.И.Львовой, В.Е.Гольдина и других авторов по теме. Цели курса: - содействие формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию через овладение навыками успешно коммуникации. - воспитание сознательного отношения к языку как средству устного общения в различных сферах общественной деятельности; - развитие коммуникативных способностей, в том числе умения понимать и анализировать как собственную речь, так и речь собеседника; - создание условий для повышения речевой культуры школьников. Задачи курс: - углубление и расширение знаний учащихся о культуре речевого общения; - формирование представлений о нормах современного русского литературного языка, о качествах речевого мастерства; - развитие навыка применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике через овладение речевой культурой. - развитие навыка использовать жесты и мимику при устной речи; - углубление практических навыков работы со справочной литературой. Формы работы учащихся: - коллективные; - индивидуальные, способствующие выявлению личностного потенциала и созданию положительной мотивации, Виды деятельности учащихся: 1. Сопоставительный анализ речевых ситуаций 2. Взаимооценка работ 3. Создание собственных высказывании 4. Самостоятельный отбор тем для исследовательской деятельности, написание докладов, рефератов 5. Работа со словарями и справочной литературой 6. Умение выразить свою точку зрения на определенный вопрос в виде реферата или проекта 7. Организация дискуссии на актуальную тему Результативность В результате изучения курса ученик должен знать: содержание курса, цели и задачи его изучения; отдельные нормы устного литературного языка, смысл понятий: речь, монолог, диалог, сфера речевого общения; основные стилистические признаки речевой ситуации; нормы речевого этикета; лингвистические пособия и справочники. В результате изучения курса ученик должен уметь: определять тему, основную мысль общения; свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, выражая свое отношение к фактам и явлениям действительности; умело использовать жесты и мимику как средство внеязыкового общения; свободно пользоваться словарями и справочной литературой; использовать приобретенные знания на практике для развития личной речевой культуры и общения в различных областных; создать проект по тематике данного курса; В результате изучения курса ученик должен использовать: речевую ситуацию, отбирая фактический и языковой материал для собственной речи; теоретические материалы и вопросы проблемного характера; самостоятельные сообщения как результат наблюдений. Учебно-тематическое планирование
|
Поиск
|
|||||||||||||||||||||||||||