Суббота, 04.05.2024, 19:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Искандаровой С.И.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Элективные курсы


Программа элективного курса







      Пояснительная записка

   Кем был твой прадед на Руси-
Свою фамилию спроси...

Звучат, как музыка, как стих, фамилии простые.
Вглядись - и ты увидишь в них историю Россию.

Г. Граубич

      Имя, фамилия - один из первых слов-понятий, с которыми знакомится ребёнок с самого раннего возраста; имя и фамилию человек человек проносит через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. "Человек с именем" - звучит гордо.
     Учащимся, интересующимся историей России, истории языка адресован курс о происхождении и судьбе ряда русских имен, отчеств, фамилий и прозвищ, о составе и структуре именований людей разных эпох. Особое внимание уделяется в программе исследованию фамилий, имён, отчеств6 прозвищ малой Родины - Владимирского края.

              Цель курса:

      
через изучение антропонимов помочь учащимся ближе и глубже познать историю своей страны, семьи, рода, способствовать представленному и патриотическому воспитанию.

             Задачи курса:

     
          
- знакомство учащихся с антропонимикой как наукой, видами антропонимов, их этимологией;
          - изучение лексики, отражающей имена собственные;
          - формирование навыка поисковой исследовательской работы; составление родословной;
          - воспитание чувства гордости и уважения к самобытности языковой культуры родного края как неотъемлемой      части духовной культуры страны.

               Тематическое планирование

    
1. Что изучает одна из отраслей ономастики - антропонимика.   -  1 час
     2. Зачем человеку имя? (От слова к имени)   - 2 часа
     3. От имени к фамилии ("Чьих вы будете?")  - 2 часа
     4. Фамилия и слова-прозвища      - 2 часа
     5. Фамилия и отчества (с "вичем")  - 2 часа
     6. Итоговое занятие   - 1 час
     7. Конференция   - 1 час




Элективный курс (8-9 класс)



      Пояснительная записка

   В последние годы в обществе снизился общий уровень владения речью. Нарушение норм литературного языка допускают во всех сферах общения, засоряя нашу речь жаргонизмами, неоправданными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют настоятельную необходимость в корректировке речи школьников. Владение языком   - это один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков связаны с умением мыслить, рассуждать. Поэтому школа должна по возможности полно развить речевые способности выпускников, обучить их знаниям речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, обучить владению вести диалог, адекватно использовать невербальные средства общения.

   Элективный курс имеет практическую направленность, поскольку обобщает, закрепляет важнейшие  умения, которые должны быть сформированы у выпускников основной школы: умения грамотно составлять устные высказывания в различных стилях и жанрах. Обучение культуре устной речи включает уроки по технике орфоэпии, которые учат говорить правильно, интонационно выразительно. Уроки речевого этикета помогут целенаправленно использовать речевые этикетные формулы, корректно вести себя в различных ситуациях общения. Занятия об использовании неречевых средств общения (жесты и мимика) могут быть полезны для более точной передачи смысла высказывания.

    Занятия курса направлены на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей школьников.

    Таким образом, курс имеет ярко выраженную практическую направленность, связанную с речевой практикой, и вызван жизненной необходимостью.

    Программа составлена на основе методических материалов С.И.Львовой, В.Е.Гольдина и других авторов по теме.


        Цели курса:
 
      
- содействие формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию через овладение навыками успешно коммуникации.
     
       - воспитание сознательного отношения к языку как средству устного общения в различных сферах общественной деятельности;
 
       - развитие коммуникативных способностей, в том числе умения понимать и анализировать как собственную речь, так и речь собеседника;

        - создание условий для повышения речевой культуры школьников.


            Задачи курс
:
        

               - углубление и расширение знаний учащихся о культуре речевого общения;

              - формирование представлений  о нормах современного русского литературного языка, о качествах речевого мастерства;
 
              - развитие навыка применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике через овладение речевой культурой.

              - развитие навыка использовать жесты и мимику при устной речи;
 
               - углубление практических навыков работы со справочной литературой.

           Формы работы учащихся:

              -
коллективные;
         
              - индивидуальные, способствующие выявлению личностного потенциала и созданию положительной мотивации,


           Виды деятельности учащихся:

             
1. Сопоставительный анализ речевых ситуаций
              2. Взаимооценка работ
              3. Создание собственных высказывании
              4. Самостоятельный отбор тем для исследовательской деятельности, написание докладов, рефератов
             5. Работа со словарями и справочной литературой
              6. Умение выразить свою точку зрения на определенный вопрос в виде реферата или проекта
             7. Организация дискуссии на актуальную тему

           Результативность

            
В результате изучения курса ученик должен знать:

         содержание курса, цели и задачи его изучения;
         отдельные нормы устного литературного языка, смысл понятий: речь, монолог, диалог, сфера речевого общения;
основные стилистические признаки речевой ситуации;
         нормы речевого этикета;
         лингвистические пособия и справочники.


            В результате изучения курса ученик должен уметь:
        
            определять тему, основную мысль общения;
            свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, выражая свое отношение к фактам и явлениям действительности;
            умело использовать жесты и мимику как средство внеязыкового общения;
            свободно пользоваться словарями и справочной литературой;
            использовать приобретенные знания на практике для развития личной речевой культуры и общения в различных областных;
            создать проект по тематике данного курса;
           
          
В результате изучения курса ученик должен использовать:
 
            речевую ситуацию, отбирая фактический и языковой материал для собственной речи;
            теоретические материалы и вопросы проблемного характера;
            самостоятельные сообщения как результат наблюдений.
  
        Учебно-тематическое планирование


Тема
Основные аспекты изучения
Количество часов
Речевое общение - передача и восприятие смысла
-понятие  о речевом общении, его целях;
-знакомство со способами языкового анализа;
-употребление слова в соответствии с его лексическим значением
1 час
Орфоэпия и интонация в устном общении
1) основные орфоэпические нормы
2) роль интонации в речевом общении
3) смыслоразличительная роль ударения
4) использование паузы в устном общении
5) мелодика речи

- умение точно и выразительно передавать мысли, чувства в устной форме, правильно понять собеседника
-освоение норм литературного произношения слов
 -понятие об интонации и её основных элементах
-использование интонационных возможностей языка в собственной речи
-характеристика словесного и логического ударений
-произношение наиболее употребительных слов
-виды речевой паузы: психологическая и ритмическая
-типы мелодики в русском языке
-уместное использование мелодики в речи
-определение НПО голосу смыслового отношения к теме разговора
5 часов
Формы речевого общения: диалог и монолог
- умение грамотно вести дискуссию
-обучение ораторскому искусству
-практическое применение знаний: приемы и методы коммуникабельности
2 часа
Речевая ситуация
-понятие речевой ситуации
-обучение анализу речевой ситуации
1 час
Роль жестов и мимики в речевом общении
-смысловая характеристика наиболее распространенных жестов
-выбор неречевых средств общения в соответствии с речевой ситуацией
1 час
Речевой этикет:
-приветствие-прощание
-обращение, знакомство
-просьба, благодарность
-утешение
-поздравление
-извинение-отказ
-сострадание
-сочувствие
-общение по телефону
-понятие речевого этикета, правила общения
-овладение этикетными формулами русского языка
-богатство этикетных средств языка и их практическое применение
-зависимость этикета от речевой ситуации
4 часа
Словари, пособия и справочная литература русского языка
-знакомство со справочной литературой
-практическое применение
1 час
Обобщение и творческие отчеты учащихся
-обмен опытом приобретенных знаний, умений, навыков
2 часа



     
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz